Главная » 2014 » Май » 16 » Классный час на тему день космонавтики 5 класс
09:11 Классный час на тему день космонавтики 5 класс | |
Воспитатель: Ребята, наверное, все дети нашего детского сада хорошо знают о том, что в глубокой древности люди мечтали летать как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок, вспомните: и на ковре-самолете, и в ступе, и на метле (слайд 2) . Но человек мечтал о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве. Таинственный космос притягивал людей, звал заглянуть в него и разгадать его загадки.
- Как вы думаете, что такое космос? (слайд 3) Да, нашу Землю с воздушной оболочкой окружает бесконечное пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды. - А кто знает, что такое планеты? (Это звёздные системы). Их в космическом пространстве очень много. Кто может назвать планеты нашей Солнечной системы (Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) (слайд 4) . Сколько их? Давайте мы вспомним считалку про планеты. По порядку все планеты Назовет любой из нас: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним Нептун. Посмотрите, ребята, в нашем книжном уголке появилась новая книга о космосе – детская энциклопедия «Космос». Я знаю, что Денис Ю. уже знаком с этой книгой. Он вместе с мамой эту энциклопедию читал. Что же ты нового узнал о планетах? (Рассказ Дениса) Денис: А ещё мама передала вот этот диск для ребят. Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что на нём. Это игра. Воспитатель читает задания, показывая слайды на экране. (Приложение 1, слайды с 5 по 14) Воспитатель: Дети, посмотрите в нашей группе, в уголке о космосе что-то происходило необычное, видимо здесь побывали гости. Они оставили вот это. (Демонстрирует игрушечное яичко) . А давайте откроем это волшебное яйцо и посмотрим, что же в нем. А в нем есть карточки с цифрами, которые нужно последовательно соединить. Соединив цифры, вы получите рисунок и узнаете, кто здесь побывал. (Дети соединяют цифры от 1 до 10 и у них получаются звездочки) . Воспитатель: Так что в группе побывали гости с неба - яркие звездочки. Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками. Воспитатель ставит перед детьми вопрос- проблему: -А знаете ли вы, почему ночью звезды видны, а днем нет? Чтобы вам было понятнее, сейчас я покажу фокус. ОПЫТ. Дырявую кастрюлю или дуршлаг переворачивают, вовнутрь кладут фонарик. Затемняют комнату и зажигают фонарик. Затем включают свет. Можно повторить 2-3 раза. Свои действия педагог сопровождает словами: -Звездочки - это как маленькое солнышко, которые тоже светятся и горят. После показа опыта, педагог задает вопрос: -Почему в темноте свет пробивается через дырочки, а когда светло- нет? (при этом задаются наводящие вопросы) . -Днем, когда ярко светит солнце, надо включать свет? Зачем включают люди свет ночью? (примерное объяснение: лампочка как солнце горит и освещает, поэтому днем свет не нужен, а ночью солнца нет, люди пользуются его заменой - лампочкой) . Т. о. далее делают обобщение. ВЫВОД. Звезды горят и светят как солнце. Солнце большое, оно своим светом загораживает свет звезд. Воспитатель: Маша, что ты можешь рассказать нам о звёздах, ведь ты с папой в интернете искала интересный материал о звёздах. Поделись интересной информацией с ребятами. Воспитатель:- Ребята, давайте подумаем, на чем можно полететь в космос? Константин Эдуардович Циолковский доказал, что только с помощью такого летательного аппарата можно освоить космическое пространство (слайд 15) . - Давайте его спроектируем. (Графический диктант «Ракета» 10 клеточек вниз, 1 клеточка влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево, 10 клеточек вверх, 2 клеточки по диагонали влево вверх, 2 клеточки по диагонали влево вниз.) А сейчас мы выполним космическую заряку. Физкультминутка: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам На какую захотим, На такую полетим У-у-у-у-у-у-у-у-у. Первым построил ракету Сергей Павлович Королев (слайд 16) . А 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли (слайд 17) . Ученые хотели знать, с чем придется столкнуться человеку в космическом полете. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Кто же первым осваивал космическое пространство? Послушайте стихотворение С. Баранова «Животные-космонавты». На площадке во дворе Вместе с малышами Бегал маленький щенок С длинными ушами. Веселил щенок ребят, Сколько было смеха! А потом узнали мы: Он в Москву уехал! Было так, друзья мои: Теплой ночью в мае На Луну смотрел щенок, Беспокойно лая. Шел ученый человек: -Песик, что с тобою? Ты желаешь поиграть С Луною золотою? В ракете хочешь полететь? -А вы меня возьмете? -Ты капитаном можешь стать У нас на звездолете! Назвали Марсиком щенка. Он тренируется, растет, Вот-вот отправиться в полет. Марсик нарядный, в костюме зеленом. Отнес его лично в кабину ученый: Он будет в ракете у нас командиром, Быстрее несите сюда пассажиров! Свинка морская, заяц и еж. (Зверушек таких На Луне не найдешь) Рабочие с крысами Клетку несут! Готово! И грохот потряс тишину, И чудо-ракета летит на Луну! Кто же был первым «космонавтом»-разведчиком? Как вы думаете? Первыми "космонавтами"-разведчиками для ученых стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка живой вернулась на Землю. Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтоб величиной она была не больше кошки, чтобы весила 4-6 килограммов, чтоб ей было не больше 2-3 лет, и чтобы у нее была светлая шерстка-ее лучше видно в кинокамеру. Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнеженны и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем "космическом отряде" каждый день шли занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому. Лучше других сдала "выпускные экзамены" умная и смелая собачка Лайка. (слайд 18) Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. Наконец было все готово для полета человека в космос. И 12 апреля 1961 года был запущен космический корабль «Восток» с первым космонавтом (слайд 19) . Это было огромное и радостное событие не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта. - Ребята, как звали первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин) . Речевая игра «Скажи наоборот» Каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество. Ленивый – трудолюбивый Злой - добрый Слабый - сильный Медлительный - быстрый Неряшливый - аккуратный Грустный - веселый Нервный - спокойный Старый - молодой Трусливый - смелый Неуклюжий — ловкий Все качества, которые перечислили вы, присуще космонавту. Вы бы хотели стать космонавтами? А через 4 месяца подвиг Гагарина повторил второй космонавт Герман Степанович Титов (слайд 20) . Через 2 года после этого в космосе побывала первая женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова (слайд 21) . Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам разгадать «Космический кроссворд», чтобы узнать, что нового узнали и запомнили вы? Вопросы: 1. Кто первым полетел в космос? (собаки) 2. Как звали первого космонавта? (Ю. А. Гагарин) 3. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд (ракета) . 4. Пространство, в котором летают ракеты? (космос) 5. Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету, Дети, кто, скажите это? (космонавт) 6. Второй космонавт, полетевший в космос? (Г. С. Титов) 7. Главный конструктор ракет? (С. П. Королев) Ну, вот, «Космический кроссворд» мы разгадали. К полету в космос мы готовы. Теперь нам осталось только подрасти, и тогда уже точно полетим. Своими новыми знаниями поделитесь с друзьями, родственниками. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дидактическая игра «Солнечная система» 1. Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий) А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон) А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета. (Земля) К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс) А эта планета гордится собой, Поскольку, считается самой большой. (Юпитер) Планета кольцами окружена. И этим от всех отличилась она. (Сатурн) А что за планета Зеленого цвета? (Уран) Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун) Кружиться хоровод планет, У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен. | |
|