Главная » 2014 Май 17 » План-конспект занятия на тему: День Космонавтики (12 апреля) в подготовительной группе
10:20 План-конспект занятия на тему: День Космонавтики (12 апреля) в подготовительной группе | |
Цель: расширять представления детей о космических полетах; закреплять знания детей о российских ученых, стоявших у истоков развития российской космонавтики; о том, что в 2011 году исполняется 50 лет со дня полета в космос первого космонавта – Ю.А.Гагарина; совершенствовать знания о планетах Солнечной системы, их названия и расположение.
Материалы: глобус, портреты космонавтов, ученых, модели планет; большое зеркало, на котором прикреплена модель Солнца, нарисованы орбиты девяти планет, между четвертой и пятой орбитой расстояние больше, чем между остальными орбитами; предложения с перепутанными словами, буквенно-числовые карточки, гуашь белого, желтого и красного цветов, поролоновые шарики, «космические скафандры»; 2 радиограммы, посылка, «указ президента», золотые медали, шоколадки «Марс». Предварительная работа: рассматривание планет Солнечной системы, знакомство с портретами: основателя космонавтики К.Э.Циолковского, ученого-конструктора С.П.Королева, первого космонавта Ю.А.Гагарина, А.А.Леонова, первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой – первой женщины-космонавта, вышедшей в открытый космос; дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови соседей», игровые упражнения на развитие зрительного внимания, игровые упражнения на образование родственных слов, составление предложений из «перепутанных слов»; чтение стихотворений о космосе, планетах Солнечной системы, загадывание загадок, разучивание игротренинга «Космонавт»; рисование, лепка, аппликация на тему космоса; выкладывание планет в нужной последовательности. Ход занятия: под фонограмму космической музыки дети входят в зал, выполняют перестроения, в руках у них портреты ученых, космонавтов и другие картинки. Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космонавтике, космосе и обо всем, что с ним связано. Каждый год 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики. А в этом году мы уделяем космосу особое внимание. И это не случайно. Как вы думаете, почему?» Дети: «Потому что в 2011 году исполняется 50 лет со дня первого полета в космос Юрия Гагарина». Воспитатель: «Правильно, молодцы!» Показывает глобус. Воспитатель: «Ребята, как вы знаете, это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, даже придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах. Давайте вспомним, как все начиналось? Кто стоял у истоков российской космонавтики?» 1 ребёнок: «Разработал теорию ракеты, продумал ее устройство и вывел основную формулу движения замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский». Показывает портрет. 2 ребёнок: «Через много-много лет другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник». Показывает портрет. 3 ребёнок: «На этом спутнике вокруг Земли сначала летали собачки Белка и Стрелка». Показывает картинку. 4 ребёнок: «А 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, гражданин России». Показывает портрет. 5 ребёнок: «На космическом корабле Он летел в межпланетной мгле, Совершив вокруг Земли виток. А корабль назывался «Восток». Его знает и любит каждый, Был он юный, сильный, отважный. Помним взгляд его добрый, с прищуром, Его звали Гагарин Юра». (Т. Шорыгина) 6 ребёнок: «Сначала были одиночные полеты, а потом групповые по 2-3 и более человек». 7 ребёнок: «В космосе побывали не только космонавты, но и врачи, инженеры-конструкторы, исследователи». 8 ребёнок: «Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос». Показывает портрет. 9 ребёнок: «Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт». Показывает портрет. 10 ребёнок: «Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос». Показывает портрет. 11 ребёнок: «Взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли, называется космодром «Байконур». 12 ребёнок: «В космос летали на космических кораблях «Восход», «Союз», «Буран»; станция «Мир», с которой состыковывались космические корабли и где жили космонавты». Показывает картинку. Воспитатель: «Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?» Дети: «Да!» Воспитатель: «Тогда давайте потренируемся». Воспитатель собирает картинки и портреты. Физминутка Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться. И зарядку каждый день будем делать – нам не лень! Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться, Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать… В коридоре раздаются торопливые шаги, переходящие в бег. Раздается стук в дверь, входит сотрудник детского сада. Сотрудник д/с: «Простите, вам срочная радиограмма…из Космоса!» Воспитатель: «Из космоса? Большое спасибо. Странно, что бы это значило?» Читает вслух: «Дорогие ребята! В космосе произошло невероятное: все планеты Солнечной системы сошли со своих орбит и сбились в одну кучу. Я сбился с курса и не могу вернуться на Землю. Срочно нужна ваша помощь: необходимо расставить планеты по местам, чтобы восстановить порядок в Солнечной системе. Если вы не боитесь трудностей, то поспешите на помощь. Заблудившийся космонавт». «Ребята, что будем делать? Поможем?» Дети: «Да! Поможем!» Воспитатель: «Но для того, чтобы быстро оказаться в космосе, нам нужно пройти пароль. Если вы правильно ответите на все вопросы, мы почти сразу же окажемся в космосе». Прохождение пароля (Приложение 1). После прохождения пароля дети поочередно подходят к столу и надевают бумажные скафандры. Воспитатель: «Молодцы, ребята! Всем приготовиться к взлету!» Игротренинг «Космонавт» (Приложение 2). Воспитатель: «Вот мы с вами и в космосе. Ребята, путь к сбившимся планетам будет нелегким. Нас ожидает множество препятствий. Чтобы их преодолеть, мы должны быть предельно внимательными и сообразительными. А вот и первое препятствие». Игра «Найди отличия» (Приложение 3). Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы были предельно внимательны и быстро справились с первым препятствием. А вот и следующее препятствие. Нам нужно придумать родственные слова к словам «Космос» и «Планета». Игра «Семейка» (Приложение 4). Воспитатель: «Молодцы, ребята, отлично справились и со вторым препятствием. А теперь вас ждет более сложное препятствие». Игра «Составь предложение» (Приложение 5). Воспитатель: «Молодцы, ребята! И это сложное препятствие вы смогли преодолеть. А теперь еще одно, более сложное препятствие: нам надо разгадать зашифрованные слова». Игра «Собери слово» (Приложение 6). Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы справились с очень сложным заданием! А вот и нашлись сбившиеся планеты! Давайте вспомним, в каком порядке расположены планеты Солнечной системы». Дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови своих соседей» (Приложение 7). Цель: закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, знать их названия, последовательность, уметь ориентироваться в пространстве и называть «соседей» планет. Ход игры: Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А.Хайта: «По порядку все планеты Назовет любой из нас. Раз – Меркурий Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс. Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмым идет по счету. А за ним уже потом, И девятая планета Под названием Плутон». Десять детей стоят в ряд (десятая – Луна), двое оставшихся стоят между четвертой и пятой планетой, изображая кольцо астероидов. Воспитатель обращается к детям-планетам: «Земля, хлопни в ладоши! Назови своих соседей». (Венера и Марс). «Сатурн, топни ногой! Назови своих соседей». (Юпитер и Уран). «Венера, подпрыгни! Назови своих соседей». (Меркурий и Земля). «Юпитер, помаши рукой! Назови своих соседей». (Марс и Сатурн). «А кто это рядом с Землей? Маленькая планета или большая звезда?» Ребенок: «Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли». Читает стихотворение Р. А. Алдониной: «Верный спутник, ночей украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны: Было б скучно Земле без Луны!» Воспитатель: «Самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса». Показывает картинку. «Недаром ее называют «Голубой планетой». Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь». Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Планета»: Есть одна планета-сад В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету Ведь другой похожей нету!» Воспитатель: «Ребята, настало время выполнить наше главное задание. Давайте расставим планеты, каждую на свое место». Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы» (Приложение 8). Цель: закреплять знания детей о Солнечной системе: знать названия, величину, расположение планет; знать, что в космосе помимо планет существует кольцо астероидов, огромное количество звезд и созвездий, комет, а самая крупная и яркая звезда – Солнце. Ход игры: дети прикрепляют модели планет; между четвертой и пятой орбитой рисуют белой гуашью (с помощью поролоновых шариков) кольцо астероидов; желтой гуашью – звезды, желто-красной – кометы. Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Посмотрите, как много звезд! Что же такое звезды?» Ребенок: Что такое звезды? Если спросят вас Отвечайте смело: Раскаленный газ. И еще добавьте, Что притом всегда, Ядерный реактор – Каждая звезда! (Р.А.Алдонина) Воспитатель: «А как называется самая главная звезда в Солнечной системе?» Дети: «Солнце! Это самая огромная и яркая звезда! Солнце дает нам свет и тепло!» Воспитатель: «Совершенно верно! Это Солнце! Теперь можно немного отдохнуть и повеселиться!» Музыкальная пауза. Воспитатель: «Ну, вот и все, ребята, нам пора возвращаться домой, на Землю. Но, чтобы быстро вернуться на Землю, мы должны выполнить последнее задание: пройти пароль на выход из Космоса». Прохождение пароля на возвращение из космоса (Приложение 9). Воспитатель: «Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!» Звучит фонограмма космической музыки, дети «возвращаются» из космоса, снимают скафандры. Воспитатель: «Вот мы снова и дома, на Земле, в своем любимом детском саду. Скажите, ребята, вам трудно было в космосе?» Дети: «Нет, совсем не трудно, а интересно!» В коридоре раздаются шаги Сотрудник: «Простите, вам просили передать». Протягивает телеграмму и небольшую посылку. В посылке «Указ Президента», медали «Юному космонавту» и шоколадки «Марс». Воспитатель: «Телеграмма? Интересно, от кого?» Читает вслух: «Дорогие ребята! Пишет вам заблудившийся космонавт. Огромное вам спасибо за помощь! Вы совершили героический поступок: теперь в космосе полный порядок – все планеты на своих местах, а я благополучно вернулся на родную Землю. Ваш друг, Заблудившийся Космонавт». Воспитатель: «Вот видите, ребята? Значит, мы не зря старались! Ой! А это что такое? Кажется указ Президента!» Читает: «За проявленное мужество, героизм, смекалку, умение прийти на помощь, награждаются дети подготовительной группы № 10 МДОУ № 33 «Мечта» медалями «Юному космонавту» и шоколадками «Марс». Воспитатель: «Да, ребята, все космонавты являются героями своей страны и имеют правительственные награды. Теперь вы тоже герои своей страны, своего города. В честь героев-космонавтов называют улицы и различные городские объекты». Ребенок: «А знаете ли вы, что в 1968 году город Гжатск (родной город Юрия Гагарина) был переименован в город Гагарин. С тех пор в нашей стране, в каждом городе и поселке, есть улица имени Юрия Гагарина и в нашем городе тоже». Воспитатель: «Какие объекты в нашем городе, по своим названиям, имеют отношение к космосу?» Дети: «Кинотеатр «Космос», кинотеатр «Сатурн», дом быта «Орбита», бульвар Космонавтов, торгово-развлекательный центр «Аэрохолл» (в нем есть 4 кинотеатра, которые имеют названия планет: Марс, Меркурий, Нептун и Юпитер)». Церемония награждения. Воспитатель: «Ну, вот и все, мои юные космонавты, наше космическое путешествие окончено! Благодарю всех за участие». Литература: Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»; И. А. Михеева, С. В. Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда». Приложение «Прохождение пароля». Цель: закрепить знания детей о космосе, космонавтах. Ход игры: дети выстраиваются друг за другом и поочередно отвечают на вопросы воспитателя. Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром). Как называется головной убор космонавта? (Скафандр). Как называется окно в самолете или в ракете? (Иллюминатор). Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике). В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля). Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова). Сколько планет в Солнечной системе? (9). Как называется третья планета от Солнца? (Земля). Как называется спутник планеты Земля? (Луна). Назовите самые маленькие планеты Солнечной системы. (Меркурий, Плутон). Назовите гигантские планеты Солнечной системы. (Юпитер, Сатурн). Почему происходит смена дня и ночи и времен года? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца). Игротренинг «Космонавт». Цель: закреплять умение детей сочетать слова с действиями: на каждый ударный слог все пальчики, начиная с указательного «здороваются» с большим пальцем. В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете День летит, и ночь летит, И на Землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря, Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. Игра «Найди отличия». Цель: развитие зрительного внимания Ход игры: детям предлагается рассмотреть две картинки на космическую тему и найти 10 отличий. Игра «Семейка». Цель: развивать грамматический строй речи: упражнять в образовании родственных слов к словам «Космос» и «Планета», обогащать словарь детей. Ход игры: Дети подбирают родственные слова к слову «Космос» - космонавт, космический, космодром, космонавтика. К слову «Планета» - инопланетянин, планетарий, межпланетный. Игра «Составь предложение». Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение. Ход игры: воспитатель предлагает детям предложения, в которых все слова поменялись местами, и построить правильные предложения. Слова: в, космонавт, ракете, летит; звезды, на, светят, небе; в, корабль, полет, отправляется, космический; падает, с, комета, неба, хвостатая. Воспитатель: «Молодцы, ребята! И это сложное препятствие вы смогли преодолеть. А теперь еще одно, более сложное препятствие: нам надо разгадать зашифрованные слова». Игра «Собери слово». Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления. Ход игры: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Обращает внимание на то, что под каждой буквой расположены цифры. Воспитатель диктует ребенку цифры, ребенок записывает их и соотносит с определенной буквой, т.е. под каждой цифрой пишет букву и называет слово. После этого ребенок выполняет слоговой анализ слов. Например: Р – С – А – Н – Т – М - У 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 - 7 6, 3, 1, 2 – МАРС 2, 3, 5, 7, 1, 4 – САТУРН 7, 1, 3, 4 – УРАН Дидактические игры «Планеты, стройтесь!», «Назови своих соседей». Цель: закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, знать их названия, последовательность, уметь ориентироваться в пространстве и называть «соседей» планет. Ход игры: Дети берут модели планет, выстраиваются по порядку и читают стихотворение А.Хайта: «По порядку все планеты Назовет любой из нас. Раз – Меркурий Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс. Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмым идет по счету. А за ним уже потом, И девятая планета Под названием Плутон». Десять детей стоят в ряд, десятая – Луна, двое оставшихся стоят между четвертой и пятой планетой, изображая кольцо астероидов. Воспитатель обращается к детям-планетам: «Земля, хлопни в ладоши! Назови своих соседей». (Венера и Марс). «Сатурн, топни ногой! Назови своих соседей». (Юпитер и Уран). «Венера, подпрыгни! Назови своих соседей». (Меркурий и Земля). «Юпитер, помаши рукой! Назови своих соседей». (Марс и Сатурн). «А кто это рядом с Землей? Маленькая планета или большая звезда?» Ребенок: «Я не маленькая планета и не большая звезда. Я – Луна – спутник Земли». Читает стихотворение Р.А.Алдониной «Верный спутник, ночей украшенье, Дополнительное освещенье. Мы, конечно, признаться должны: Было б скучно Земле без Луны!» Ребенок: «Самая красивая и самая интересная из планет – это наша Земля. Вот так выглядит Земля из космоса. (Показывает картинку). Недаром ее называют «Голубой планетой». Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь». Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Планета»: «Есть одна планета-сад В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету Ведь другой похожей нету». Воспитатель обращается к «астероидам»: «А вы кто такие? Неужели звезды?» Дети: «Нет, мы не звезды, мы – астероиды. Нас очень много, мы находимся между четвертой и пятой планетами (между Марсом и Юпитером), образуем большой круг в виде орбиты, поэтому нас называют кольцом астероидов». Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы» . Цель: закреплять знания детей о Солнечной системе: знать названия, величину, расположение планет; знать, что в космосе помимо планет существует кольцо астероидов, огромное количество звезд и созвездий, комет, а самая крупная и яркая звезда – Солнце. Ход игры: дети поочередно прикрепляют модели планет к большому зеркалу, на котором предварительно были нарисованы орбиты; затем берут поролоновые шарики разных размеров, кисти № 5-7 и рисуют звезды, кометы; между четвертой и пятой орбитой рисуют белой гуашью кольцо астероидов; (желтой гуашью – звезды, желто-красной – кометы). Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах! Теперь в Солнечной системе полный порядок! Посмотрите, как много звезд! Что же такое звезды?» Ребенок: Что такое звезды? Если спросят вас Отвечайте смело: Раскаленный газ. И еще добавьте, Что притом всегда, Ядерный реактор – Каждая звезда! Р.А.Алдонина Воспитатель: «А как называется самая главная звезда в Солнечной системе?» Дети: «Солнце! Это самая огромная и яркая звезда! Солнце дает нам свет и тепло!» Воспитатель: «Совершенно верно! Это Солнце! Теперь можно немного отдохнуть и повеселиться!» Музыкальная пауза. Звучит фонограмма песни группы «Земляне» «Трава у дома»; во время куплета дети подпевают, во время припева выполняют музыкально-ритмические движения. Прохождение пароля на возвращение из космоса (Приложение 9). На полу лежат буквенно-числовые карточки от 1 до 12 (цифровой стороной вверх) в хаотичном порядке. Дети поочередно выкладывают карточки в обратном порядке, от 12 до 1, воспитатель просит их закрыть глаза и сосчитать вслух от 12 до 1. Пока они считают с закрытыми глазами, карточки переворачивают на буквенную сторону. Дети открывают глаза и читают пароль «Космонавтика». Воспитатель: «Какое длинное слово и как необычно написано! Часть букв красного цвета, часть синего, и одна зеленого! Что бы это значило?» Дети: «Гласные буквы всегда обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, а мягкие согласные – зеленым цветом». Воспитатель: «А сколько слогов в слове «Космонавтика»?» Дети: «Пять слогов». Воспитатель: «А как вы догадались?» Дети: «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов». Воспитатель: «Совершенно верно! Вы дали правильный ответ!» | |
|